Два основных материала, используемых для строительства дорог, — это асфальт и бетонные плиты. Оба имеют как достоинства, так и недостатки, и предпочтение одному из них отдается в зависимости от условий эксплуатации и места строительства дороги.
Когда предпочтительнее асфальт
Асфальт – это смесь битума и различных минералов. Он широко используется в качестве дорожного покрытия в силу своей экономичности. Она становится еще более очевидной с учетом того, что материал подлежит переработке, и его можно использовать вторично. Кроме того, покрытие неприхотливо в обслуживании: при появлении дефектов на определенном участке достаточно отремонтировать только его. Недостатки асфальта:
- Невысокая прочность. Дороги быстро выходят из строя под влиянием погодных факторов и тяжелого транспорта.
- Строительство асфальтированной дороги требует использования специальной тяжелой техники.
- Укладка асфальтового покрытия негативно влияет на окружающую среду.
Асфальтовому покрытию отдается предпочтение в целях экономии, в том случае, когда не предусмотрено движение тяжеловесной техники – например, на городских улицах или в загородных поселках, дачных кооперативах. Это правильный выбор и с точки зрения безопасности, поскольку асфальт обеспечивает лучшее сцепление с дорогой шин легковых автомобилей, по сравнению с бетоном.
Выбор в пользу бетона
Бетонные дороги строятся в труднодоступных местах, куда сложно проехать технике, необходимой для укладки асфальта. Они возводятся быстро, поэтому в том случае, когда нужно в короткие сроки оборудовать подъезд или надежную площадку, этот вариант станет идеальным.
Еще одно преимущество бетона – долговечность. Асфальтированная дорога при соблюдении технологии укладки потребует ремонта через 8-10 лет, тогда как бетонное покрытие не изменит своих характеристик на протяжении полувека. Это относится ко всем изделиям: например, бетонная тротуарная плитка в СПб или любом другом городе прослужит дольше, чем выполненная из иных материалов. Бетонная дорога не деформируется под воздействием большегрузного транспорта, поэтому топливо при проезде по ней тратится экономичнее – экономия достигает в среднем 20%.
Бетонное покрытие устойчиво к воздействию любого автомобильного топлива, экстремальным температурам, осадкам. Он имеет преимущество перед асфальтовым и с точки зрения экологичности, поскольку в воздух при его монтаже не попадают вредные вещества. Однако у материала есть и недостатки:
- Высокая стоимость, по сравнению с асфальтовым покрытием.
- Сложность обслуживания: при обнаружении дефекта на плите необходимо полностью менять ее.
Если нужно проложить дорогу в короткие сроки, на сложном грунте или труднодоступных участках, бетон – оптимальное решение, как и в тех случаях, когда строится дорога для движения тяжеловесной техники. Кроме того, бетону стоит отдать предпочтение при строительстве дорог в регионах, для которых характерны высокие температуры: когда воздух прогревается до 35-40 градусов, асфальт начинает выделять вредные летучие вещества.